Заказ звонка
* Представьтесь:
* Ваш телефон:
Сообщение:
* - поля, обязательные для заполнения
Заказать звонок
Заказать звонок
Учитесь менеджменту у профессионалов - добивайтесь своих целей!
От лауреата рейтинга 1000 самых профессиональных менеджеров России, топ-менеджера, бизнес-преподавателя, сертифицированного специалиста в области менеджмента Шпитонкова Сергея
Заказать обучение
Каталог
Понравился ли Вам данный сайт?

Зачем современному менеджеру необходима нравственность?

С развитием общества, усложняющимися процессами в экономике и социальных отношениях, бурным развитием информационных технологий, изменениями, происходящими в физиологических и социально - психологических свойствах человека, повышаются требования к руководителям современных организаций. Сегодня менеджер должен быть интеллектуально развитым и профессионально подготовленным, эмоционально и стресс устойчивым, адаптивным и эмпатийным, умеющим корректно выстраивать коммуникацию с окружающими людьми. Кроме этого, как указывают многочисленные источники, руководитель обязан быть эффективным, уметь добиваться поставленных целей, брать ответственность на себя, обладать лидерскими качествами и быть способным к сотрудничеству. Словом, современного менеджера призывают обладать всеми выше перечисленными качествами для успешного выполнения им своих функций. Оставим пока в стороне вопрос – возможно ли это и еще раз обратимся к перечню необходимых менеджерских качеств.

Существует большое количество деловой литературы, многочисленных выступлений специалистов на эту тему: экономисты и психологи, социологи и политики, бизнесмены и менеджеры, теоретики и практики высказывают свои мнения. Необходимо отметить, что с перечисленными выше требованиями к руководителю, принципиально мало кто спорит. По принципу - чем больше, тем лучше. Эти списки постоянно расширяются, обсуждаются способы и методы обучения и развития, оценки полученных результатов, измеряется количество времени и средства, потраченные на подготовку менеджеров, сравниваются бизнес школы и ВУЗЫ, центры и программы подготовки, места обучения и стажировок, гуру, передающие свой опыт, изучается самомотивация менеджеров, оцениваются прогнозы их будущих доходов.

При этом из многочисленных требований к руководителю почти совсем исчезли такие понятия как «этика», «мораль», «нравственность». Это произошло по нескольким причинам. Конечно, в первую очередь под влиянием измененных ценностей в обществе, имеющих сейчас потребительскую направленность, отрицающих важность данных понятий или изменяющих их смысловое содержание. А еще потому, что многим кажется почему-то несовместимыми и не нужными, методы и способы ведения бизнеса с понятиями нравственности. Есть и еще одна причина - непонимания огромного значения социально - культурного, и управленческого воздействия нравственного руководителя на своих сотрудников и организацию в целом.

Так зачем же современному менеджеру нужна нравственность, этика и мораль? Попробуем в этом разобраться. Начнем с того, что данные понятия близки по своему значению. Слово «этика» было впервые введено в культуру древнегреческим мыслителем Аристотелем. Это слово происходит от греческого слова «этос», что значит нрав, характер, обычай. Этическими философ называл такие человеческие достоинства как мужество, честность, справедливость, правдивость, щедрость, дружелюбие, трудолюбие, уважение к старшим, а этикой – науку о добродетельных качествах. В своей практической философии Аристотель пытался ответить на вопрос, что же человек должен делать, чтобы обрести счастье, которое он понимал как воспитание и проявление человеческих добродетелей. Значительно позже, другой, не менее известный древнеримский политик и философ Цицерон, ввел в употребление понятие « мораль», что обозначало, общепринятые традиции и правила взаимоотношения между людьми. Фактически «мораль» стала эквивалентном понятию «этика». Термин «нравственность» произошел от русского слова «нрав», «норов». Он является близким по значению словам «этика» и «мораль». Таким образом, употребление данных терминов является взаимозаменяемым и они не противоречат друг другу.

В истории развития человеческого общества тысячелетиями создавались, хранились и передавались моральные законы, предписывающие определенные правила поведения людей в обществе. Они содержатся во всех основных религиях мира - Брахманизме, Буддизме, Иудаизме, Христианстве, Исламе. Эти законы, изложенные в Ведах, Дхарме, Торе, Коране и Ветхом завете, близки по своему содержанию – «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не произноси ложного свидетельства», «чти отца и мать», «не желай жены и дома ближнего своего…», «будь честен»...

Их цель – сохранение человека как биологического вида на земле, обеспечение баланса между личными и общественными интересами, нравственное самосовершенствование людей и развитие всего общества в целом.

Эти законы были сформированы в глубокой древности. Так, например, Библия, содержит 66 книг. Она писалась более чем 40 авторами, на протяжении 1500 лет, при жизни 60 поколений людей еще до н.э. Сегодня Библия издана на 249 языках, а отдельные её книги на 853. Объем издания этой книги с трудом поддается подсчетам и составляет многие миллионы экземпляров. В истории человечества подобных примеров нет ни по силе и влияния на людей, ни по широте распространения.

При этом складывается определенная последовательность, при которой нравственные законы, сначала через чувства должны воздействовать на сознание людей, а в дальнейшем отражаться в их поведении, и в идеале приводить к добродетельным поступкам.

Этические нормы веками культивировались, впитывались и передавались из поколения в поколение. От родителей – к детям, от старших – младшим, из одной семьи в другую. За это время общество прошло огромный путь развития в отношениях между его участниками. И на всем протяжении этого пути, мораль сопровождала человека, где бы он не находился и чем бы не занимался.

В настоящее время любое государство стоит на страже этических законов, закрепив их в конституции, административном и уголовном законодательстве и требуя их выполнения от своих сограждан. В наше время мораль носит универсальный характер и пронизывает все сферы жизни человека - семью, труд, бизнес, политику, науку, культуру, искусство, спорт. Несмотря на наши желания, взгляды, пристрастия и устремления, мораль присутствует в любой сфере деятельности людей. Но мораль не просто существует рядом с нами и в нас самих. Она выполняет очень важную задачу в обществе. С её помощью мы постоянно оцениваем и вырабатываем отношения, как к себе, так и другим людям. Под призмой нравственности рассматриваются мысли, чувства, отношения и поступки человека. Мораль требует от человека определенного поведения, в соответствии с выработанными и закрепленными в обществе правилами. И эти требования носят не рекомендательный, а скорее повелительный характер. По сути, они являются императивом для общества. Они выступают как этические законы и идеалы, к которым человек должен стремиться. Конечно, добродетельные качества далеко не всегда проявляются между людьми. Часто в обществе мы видим обратное: злость, зависть, стяжательство, ложь и агрессия повсеместно проявляются в нашей жизни. Но это совсем не значит, что общество смирилось со своими пороками. Люди, имея моральные ориентиры, совместно или в одиночку борются с ними. И те, кто является носителями нравственных качеств, ценятся в обществе по-прежнему высоко и имеют огромные преимущества перед другими.

В первую очередь это проявляется в уважении к таким людям. Этимология слова «уважение» направляет нас на слово «важный». Это осознание важности и ценности какого-либо человека, его роли и статуса в нашей жизни. В украинском языке есть родственное слово «увага», что значит «внимание». Поэтому уважение – это проявление внимания и предупредительности к человеку, признание его неформальных прав в обществе. Уважение всегда основывается на личных качествах человека. И среди них моральные качества - являются доминирующими. Если, например, я высоко оцениваю нравственные качества другого человека, то я с уважением отношусь к нему. Я внимателен к тому, что он говорит и делает, какие решения принимает, какие даёт советы, как оценивает те или иные события. Но я не только внимателен, я также признаю, в случае необходимости, его моральное право руководить мною. А это уже прямой путь к эффективному взаимодействию в рамках одной организации, осуществлению качественной системы управления, когда я сам внутренне готов к влиянию такого человека на себя. Я его уважаю, и поэтому я принимаю его как личность, не борюсь с ним за формальное или неформальное первенство. Все свои силы и энергию я направляю не на эту конкуренцию, а на выполнение поставленных задач.

Кроме уважения нравственный человек вызывает доверие. Это еще одно преимущество нравственно руководителя. В этом случае часто говорят о харизме, о признании за личностью таких свойств и качеств, которые обеспечивают безоговорочное доверие к ней. Доверие – это вера в другого человека, позитивные ожидания в отношении его поведения. Это еще одно мощное средство для создания прочных организационных отношений. Верю ли я этому человеку? Готов ли я доверить ему себя, свои силы, время, ресурсы? Можно ли на него положиться в трудную минуту? От этого во многом зависит качество дальнейшего взаимодействия между индивидами. Эффективные отношения нельзя построить без доверия. Если доверие не сформировано – это почва для вражды, подозрений, зависти и злости. Это то, что является разрушителями любой организации, какой бы сильной она не казалась.

Кроме того, нравственный человек является авторитетом для других. Авторитет – это неформальное влияние, которое оказывает человек на других людей посредством своей мудрости, знаний, умений, навыков, проявляемых в его поступках. Это разновидность власти. Мудрое слово, совет и помощь авторитетного человека цениться на вес золота.

Почему это так важно для менеджера? По данным исследования Гарвардского университета успешность деятельности руководителя только на 15% зависит от его интеллектуальных знаний, а вот остальные 85% - от его коммуникационных способностей. Они становятся доминирующими в деятельности менеджера, который постоянно взаимодействует с другими, внутренними (в рамках одной организации) или внешними (за пределами организации) участниками делового сообщества. Число таких взаимодействий или социальных контактов у менеджеров, в зависимости от должности, статуса, выполняемых функций, личных и профессиональных особенностей, может быть разным: от десятков до сотен ежедневно. Они происходят между коллегами, руководителями и подчиненными, клиентами, партнерами, потребителями и конкурентами. Вступая в эти отношения, каждый из участников оценивает другого, в первую очередь, с моральных позиций. Происходит распознавание в системе нравственных координат «свой» - «чужой». При общении менеджер сравнивает другого человека или группу людей с собой и той моральной системой координат, которая принята в этой социальной группе: совпадают ли жизненные ценности, что общего в мировоззрении, культуре, интересах, близки ли нормы и правила взаимоотношений, ритуалы, язык общения? Эту информацию менеджер получает разными способами во время вербального, невербального и паровербального взаимодействия с другими людьми. Подобная оценка происходит всегда на сознательном и подсознательном уровнях. И носит она взаимный характер. Люди оценивают друг друга с точки зрения нравственных качеств личности. Фактически – это отправная точка для анализа полученной информации и принятия решения о качестве и перспективе дальнейшей коммуникации с находящимися рядом людьми, где главными являются вопросы: уважают ли этого руководителя? Испытываю ли к нему доверие? Является ли он авторитетом для своих сотрудников? Хотят ли с ним общаться, совместно решать задачи, подчиняться ему? Это вопросы, на которые каждый участник любой группы отвечает самостоятельно, создавая на этой основе модель своего поведения по отношению к другим.

Подобный моральный барометр является незаменимым ориентиром в оценке социальных отношений, имеющих огромное влияние на менеджера, находящегося большую часть своего рабочего времени вовлеченным в подобные отношения.

Лучший вариант – если подобное распознавание по перечисленным свойствам произошло, и индивид (или группа людей) оказался в группе «свой». В этом случае, все формы взаимодействия в корпоративной иерархии, независимо от порядка подчиненности, статуса, опыта работы, выполняемых обязанностей, профессиональных и личных качеств, окажутся эффективными. В подобной организации, состоящей по большей части из «своих», приказы и распоряжения будут восприниматься лояльно, выполняться точно и в срок, к рекомендациям и советам будут прислушиваться, наказания воспринимать спокойно и объективно, уровень вовлеченности сотрудников в общее дело будет высоким. Следовательно, управленческие решения, какими бы они были не популярными, будут проводиться в жизнь, а поставленные перед организацией стратегические цели достигаться. Уровень сопротивления будет незначительным. И, наоборот, при несовпадении нравственных принципов и норм среди участников одной организации, система управления, а значит и выполнение поставленных задач, постоянно будут находиться под угрозой. Приказы будут не выполняться, а обсуждаться, советы игнорироваться, наказания восприниматься как личное оскорбление. Руководство будет пытаться устранить конфликты, барьеры в коммуникациях и взаимодействии, снизить высокую ротацию среди персонала, постоянно увеличивая для этого свои инвестиции. В этом случае цели будут казаться не достижимыми. В подобных организациях значительно увеличиваются затраты на решение оперативных задач, привлечение и удержание сотрудников, мотивация которых будет в большей мере материальной, чем моральной. Такая ситуация объяснима. Если человеку не нравиться его социальное окружение, он не испытывает удовольствия от взаимодействия с людьми на работе, не встречает морального понимания и не чувствует поддержки, не в состоянии проявить свои лучшие качества, раскрыть весь свой потенциал, вряд ли он будет дорожить своим рабочим местом. Это основа для развития в нем безответственности и демотивации. В этом случае, таким сотрудником, как правило, принимается решение о поиске другого места работы и/или выдвигаются требования о повышении материальной составляющей доходной части, так называемой компенсации за социальную неудовлетворенность. Данный путь для организации, обязанной по своей сути минимизировать затраты, не является действенным и долгосрочным. В конце концов, на рынке всегда найдутся те, кто будет готов заплатить больше.

Таким образом, нравственность не является отвлеченным и эфемерным понятием в современном менеджменте. Она имеет важное социальное, культурное и управленческое значение для эффективного руководителя, который должен стремиться к повышению качества взаимоотношений в коллективе.

Так что же делать современному менеджеру? Необходимо стремиться к нравственности. Эта задача одновременно и простая и сложная. Простая, потому, что моральные правила давно известны, определены и структурированы. Сложная, как это часто бывает - в соблюдении этих правил. В том, чтобы перейти из состояния «знаю», в положение «делаю». Это длинный путь, и как говорили мудрецы, он может быть таким же долгим, как расстояние между добром и злом. Но ведь каждая дорога начинается с первого шага. Моральные законы необходимо выполнять самому, и требовать их соблюдения от других. Один из главных нравственных принципов, которые следует воплощать в жизнь – не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе самому. Это прямой путь к повышению авторитета менеджера, его уважению и доверию. Так формируются доброжелательность, ответственность и требовательность друг к другу, происходит сплочение всего коллектива, а значит, повышается и эффективность бизнес процессов происходящих в нем. Это забота не только о привлекательности менеджера, как личности, но и о степени его управленческого влияния на свою команду, на укрепление морального здоровья всей организации. При этом условии управление коллективом или отдельным человеком будет успешным, а достижение даже самых амбициозных целей, станет возможным.